24.03.2015
Родоначальников у слова «витраж» два — латинское vitrum («стекло») и французское vitrage («остекление»). Витраж представляет собой декоративное стеклянное полотно из разноцветных фрагментов, собранных в единую гармоничную композицию.
По своей сути витраж является поистине уникальным изобретением, которое выгодно использует природное явление — солнечный свет различной интенсивности, проходящий сквозь цветное стекло.
Витражи в интерьере: от Древнего Египта до средневековой Европы
Примечательно то, что никто из историков не может точно определить период возникновения витражного искусства. Первые декоративные стекла известны еще со времен двух мощных цивилизаций — Древнего Египта и Древнего Рима. История витражей насчитывает не одну тысячу лет: египтяне начали производить витражные изделия со II века до н. э., римляне — с I века н. э. У египтян же появилось и первое стекло, которое было непрозрачным. Прозрачное стекло придумали европейцы, и с тех пор витражное искусство получило второе рождение. Производство классических витражей началось с XI века, и занимались им преимущественно церковники. Изображениями из прекрасного цветного стекла украшались католические соборы — нельзя было придумать более удачного места для размещения этих шедевров средневекового искусства. Сама архитектура собора располагала к созданию первоклассной «выставки» для стеклянных картин: толстые каменные стены и огромные оконные проемы, сквозь которые свободно струился солнечный свет, оживляя эпизоды из жизни Христа и святых. Потрясая внешней красотой, витражи могут вызывать яркий эмоциональный порыв — трепет, благоговение и восхищение. Расположенные в католических храмах, такие окна усиливали молитвенный настрой. Только в XVI веке витражное искусство приобрело «налет» светскости — декоративные стеклянные композиции в виде родовых гербов или портретов появились в поместьях знатных особ, а в XIX веке витражами уже украшали окна домов и карет.Техники изготовления старинных витражей
Классическим вариантом считается мозаичная техника составления витража из кусочков цветного стекла. Ее появление связано с тем, что исходно прозрачное стекло было ломким и кривым, поэтому большую композицию приходилось составлять из фрагментов, скрепленных меж собой каркасом из алебастра или свинцовым профилем. В XIX веке сын ювелира Тиффани придумал технику создания прозрачных витражей на основе медной ленты-фольги, соединяющей мелкие стеклянные детали. Техника «Тиффани» позволяла создавать более изящные и объемные изделия — лампы, бра.Знаменитые витражные творения
Одними из самых древних витражных композиций считаются экземпляры, находящиеся в церкви Св. Павла (Великобритания) и в Аугсбургском соборе (Германия). Английский витраж датируется 687 г. н. э. Большой интерес для ученых представляют три фрагмента цветного витража, найденные при археологических раскопках в 1930 году. Относящиеся примерно к 540 г. н. э. куски цельной композиции изображают лик Иисуса Христа, окруженный нимбом в форме креста. Резонанс в современных ученых кругах вызвали несколько витражей из шотландской церкви Килмор (о. Мул). Есть версия, что на них изображен Иисус Христос и Мария Магдалина: на первом Христос нежно обнимает Магдалину, ждущую ребенка, на втором они уже вместе с сыном и дочерью.Современное витражное искусство
В настоящее время высокое витражное искусство доступно всем. Мастера предлагают витражи на заказ, изготовленные по различным технологиям:- «Тиффани» — прозрачный витраж из кусочков цветного стекла с перегородками из металла или пластика.
- Расписной — поверхность цельного стекла украшается цветным изображением с помощью красок.
- Пленочный (английский) — стекло декорируется контуром из свинцовой ленты, который затем заполняется разноцветной самоклеящейся пленкой.
- Накладной (фьюзинг) — получается путем спекания либо наклеивания цветных фрагментов на основу.
- Комбинированный — сочетает в себе различные технологии создания витража.